главная страница                                      АКАДЕМИЯ ИГРЫ                                             публикации

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИГРОЛОГИЯ

       Мечты о науке об игре и играх свойственны разным эпохам и разным людям. И названия для них придумывали разные: игрография, игрология, людография… Эти названия примеривались на разных языках народов мира. Действительно, и место игры в человеческой жизни, и многообразие игр у разных народов и в разные эпохи, и загадочный, сакральный, архетипический "язык" игры были и остаются в числе проблем недостаточно познанных, таинственных явлений человеческого бытия и развития. Но почему только человеческого? Играют звери… играют машины… И если игровое поведение животных можно договориться не считать игрой, то как быть с работой ЭВМ, обыгрывающих чемпионов мира по шахматам? Где грани игры? Где должны быть проложены границы игры и не-игры? Каково многообразие и разнообразие игр? Все это вопросы, для которых века, а иногда тысячелетия назад создавались разные научные дисциплины - и "графии", и "логии".

Двадцатый век все перепутал,

Забыл расставить на места…

…Зато двадцатый век поставил проблему Homo Ludens'a и Homo Gamer'a. А еще он поставил проблему технологий игрового обучения, познания и творчества…

Игровая диагностика развития

Перспективна разработка способов демонстрации научных закономерностей игровыми методами. Члены МОДИ активно участвуют в разработке подобных методик. Так, на Всемирном интеллектуальном фестивале ВВЦ была представлена наша, совместно с А.М.Юниным (инженер, ст.н.с. Института химической физики РАН), серия развивающих гомеостатных игр. Отмеченная наградами фестиваля разработка демонстрировала одну из фундаментальных научных закономерностей (принцип гомеостата).

Подпись: А.М.Юнин демонстрирует гомеостатную игрушку "Планетоход".        Предложенные игровые гомеостаты на основе механических игрушек и одновременно управляемых двумя-тремя и более играющими "Планетоходов" демонстрировали возможность объединения усилий разных участников для решения общей игровой задачи. Подробнее о гомеостатике см. сборник "Гомеостатика живых, природных, технических и социальных систем" (отв. ред. проф. Ю.М.Горский), М., 2000.

Наглядная демонстрация важных научных проблем с использованием игровых моделей стала одним из ведущих принципов деятельности современных техно- и игропарков.

 

Президент МИЛСЕТ

Ж.-К.Гиродон "осваивает"

возможности

передвижной игротеки отдела игры МГДТДиЮ

Приведем пример другой разработки, также осуществленной А.М.Юниным по нашему совместному проекту серии приборов (двойного, а иногда даже тройного назначения: демонстрация научных методик, игровая диагностика и развивающая человека игровая технология). Вот краткое описание этой разработки ее техническим исполнителем - автором А.М.Юниным.

 

Биометр* - силомер

       Назначение: измерение импеданса** биологических тканей.

Принцип действия: усилитель постоянного тока, в котором ток базы изменяется композиционным сопротивлением участка тела биообъекта (в нашем случае - поверхностью тыльной части ладони).

         Прокладывать пути к системе научных знаний - дело важное и актуальное. Задача может быть сформулирована и в логике "от противного". Заигравшееся сознание Homo Ludens'a является социально опасным, способным привести к краху Культуры, предвестником которой Й.Хейзинга считал игру. И если когда-то Ф.Достоевский показал психологию игрока, написав "Игрока" и во многом преодолев во время написания собственную страсть к игре на рулетке, то одной из важных медико-социальных проблем современной Европы является излечение игроманий - порожденного игрой серьезнейшего заболевания и социальной проблемы.

Подпись: Всемирный интеллектуальный фестиваль.
Беседа. Ж.-К.Гиродон (МИЛСЕТ, Франция) и С.В.Григорьев (МОДИ, Россия).
       Словом, значимость и актуальность проблемы не только имеются, но и осознаны. Мощные средства современной науки, скажем больше, науки наук - математики - в лице теории игр брошены на решение игрологических проблем. А есть ли что-либо более всеобщее, чем теория языковых игр, всеобщность которой задана сложившейся системой звуковых, словарных и грамматических средств, применяемых всеми и каждым? Особые претензии на познание игры всегда связаны с философией и психологией, к которым добавились культурология, акмеология и т.п. Тут есть о чем полемизировать и спорить, что доказывать и утверждать специалистам разных научных дисциплин. Воможно и такое, что наука об игре заставит пересмотреть традиционные классификации наук и сфер человеческого самопроявления.

       Но какой должна быть эта наука? Нам представляется, что полезно не играть в серьезность. Такая наука может быть создана в соответствии с природой самой игры. Такая наука должна быть занимательной. Принцип занимательного знания предполагает, с нашей точки зрения, не только следование и служение Истине, не только соблюдение Методов и Правил деятельности в науке, сформированной в Новое время и противостоящей деструктивизму модернизма и постмодернизма, но и восхождение к сущности и творчеству человека, порождающего Игру и Культуру. Саморазвертывание человеческой сущности и находит отражение в Истории Игры, и только в этом случае можно соглашаться или полемизировать с Хейзингой о первопричинности и первоисточнике бытия культуры. Игра может быть понята и познана в соотнесении с развитием. Она рождается на этапе перехода Развития в Саморазвитие, и поэтому сущностью игры является уникально-присущая ей взаимосвязь самовыражения и развития в бытии субъекта культуры. Как видим, сложность и философичность проблем, проблем высшего для онтологии и диалектики порядка требует особого языка анализа, соразмерного всеобщности математики и языкознания, вооруженного философски-психологической способностью к размышлению и пониманию Игры как Творчества.

       Современная наука требует своего особого языка, преодоления рутинности знания (что породило и модернизм, и постмодернизм в культуре), и связи с жизнью - современной игропрактикой, доступной даже ребенку. Единство творчества и всеобщность игры являются подлинным объединяющим началом для всех людей - вне возраста, вне культурных различий. Поэтому наш лозунг "Дружбу с игрой - всем!" является стратегической линией становления СОВРЕМЕННОЙ ИГРОЛОГИИ.  

       Начнем свое восхождение от простого к сложному, от расширения знания об играх к науке об игре.

       Форму нашего путешествия в страну Игрологии выберем исходя из принципа игровой занимательности.

Методика "АЛФАВИТ ИГР"  

       Участвующему в нашем путешествии в страну игрологии предлагается в одном случае по памяти, в других случаях на основе обращения к родителям и товарищам, литературным источникам и т.п. составить свой алфавит игр, начиная с игр на букву А и заканчивая буквой Я, делая как можно меньше пропусков и стараясь написать не менее двух-трех игр на каждую букву с краткими пояснениями, что это за игра. Например:

       А - "Алфавит" (игра со скакалкой), Агангáла - гангалá (грузинская игра с угадыванием животных), Атаман (игра с бегом и осаливанием);

       Б - баскетбол (спортивная игра), бабки (народная игра с костями), "Бук тянуть" (перетягивание с палкой);

       В -  волейбол (спортивная игра), "Волк во рву" (подвижная игра), "Вышибалы" (игра с мячом);       

       Я - "Ямки" (катание мяча), "Яша и Маша" (игра типа жмурок), "Яблоко" (молдавская игра с бегом по кругу).

Инструкция по использованию

         Методика позволяет судить об игровом кругозоре участвующих в эксперименте. Интересно соотношение игр разных типов, знание опрашиваемым игр разных народов. Может учитываться скорость и полнота выполнения заданий, свидетельствующие о знании игр, умении дать им краткую характеристику и т.п.

"Сможешь ли ты игру затеять?" - ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ

     У Вас заранее подготовлены 2 - 3 десятка подробно описанных игр, которые можно провести с минимальным количеством игровых предметов в условиях аудитории или рекреации. Слушателям курсов по игре (организаторов игр, культработников, вожатых и т.п.) предлагается описание игры, которое нужно провести прямо здесь и сейчас с окружающими. Опыт показывает, что это задание оказывается нелегким, и даже трудным, для 6 - 8 слушателей из каждого десятка.

Подпись: Напишите ассоциацию (слово или словосочета-ние), пришедшую на ум после прочтения:
1.	бабушка - 
2.	футбол - 
3.	смеяться - 
4.	кукла - 
5.	игра -
6.	возиться - 
7.	ребенок -
8.	праздник -
9.	загадка - 
10.	играть - 
11.	взрослый -
12.	салки - 
13.	детский - 
14.	водить - 
15.	карты -  
16.	игротека -
17.	труд -
18.	песня -
19.	дружба - 
20.	игрушка -
ваш возраст:               пол:
национальность:
       Попробуйте опровергнуть эти наши цифры, полученные по многолетним наблюдениям в разных регионах. О своих результатах, наблюдениях и подобных разработках игровых методов диагностики сообщайте друзьям.

       Академия игры также с удовольствием опубликует подобные игровые методики диагностики профессиональных знаний, умений и навыков организаторов самых разных игр.

 

Игра в ассоциации -

словесный тест

       С 1986 года нами активно используется ассоциативная методика, позволяющая анализировать особенности индивидуальных и социальных представлений об игре. Анализ ассоциаций человека на разные слова., особенности осознаваемых и неосознаваемых компонентов ассоциативной языковой игры относится к числу классических психологических и психоаналитических методик (работы К.Г.Юнга, А.П.Нечаева, Н.А.Рыбникова, П.А.Шеварева и др.). Мы же исследуем ассоциации человека со словами ("игра", "игрушка", "праздник" и т.п.), относимыми к семантическому полю празднично-игровой культуры. При этом исследуются ассоциации как детей, любящих игру, так и взрослых, занимающихся игрой профессионально. Отражаются при этом и культурные, и этнические, и собственно языковые особенности опрашиваемых. Вот годами проверенный ряд слов:

  Если обратиться далее к "Словарю ассоциативных норм русского языка" под ред. А.А.Леонтьева, то можно самостоятельно проанализировать сравнительные особенности "своих ассоциаций". В собственно научном отношении этот тест является хорошим дополнением к Игровой Биографии человека.

       А вот еще игровая методика, позволяющая вполне профессионально анализировать личностные особенности понимания игры.

Новая игра - "Игра и/или Не Игра"

 

ИГРА

НЕ-ИГРА

доминирование процессуальности

доминирование достижения

самовыражение

результативность

доминирование воображаемого

доминирование реального

доминирование коллективно-группового

акцент на индивидуальном

Сопоставление характеристик конкретных форм Игры, Труда, Учения и Общения в ходе дискуссий, диспутов, деловых игр.

       Продолжение занимательной игрологии следует. Ведущий рубрики С.В.Григорьев.

 


* Биометрия - измерение параметров (в том числе электрических) биообъектов;

** Импеданс - суммарное сопротивление биоткани.

 

Hosted by uCoz