главная страница АКАДЕМИЯ ИГРЫ публикации
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ИГРОЛОГИЯ
Мечты о науке об
игре и играх свойственны разным
эпохам и разным людям. И названия для
них придумывали разные: игрография,
игрология, людография… Эти названия
примеривались на разных языках
народов мира. Действительно, и место
игры в человеческой жизни, и
многообразие игр у разных народов и в
разные эпохи, и загадочный, сакральный,
архетипический "язык" игры были и
остаются в числе проблем недостаточно
познанных, таинственных явлений
человеческого бытия и развития. Но
почему только человеческого? Играют
звери… играют машины… И если игровое
поведение животных можно
договориться не считать игрой, то как
быть с работой ЭВМ, обыгрывающих
чемпионов мира по шахматам? Где грани
игры? Где должны быть проложены
границы игры и не-игры? Каково
многообразие и разнообразие игр? Все
это вопросы, для которых века, а иногда
тысячелетия назад создавались разные
научные дисциплины - и "графии", и
"логии". Двадцатый век все перепутал, Забыл расставить на места… …Зато двадцатый век
поставил проблему Homo Ludens'a
и Homo
Gamer'a. А
еще он поставил проблему технологий
игрового обучения, познания и
творчества… Игровая
диагностика развития Перспективна разработка
способов демонстрации научных
закономерностей игровыми методами.
Члены МОДИ активно участвуют в
разработке подобных методик. Так, на
Всемирном интеллектуальном фестивале
ВВЦ была представлена наша, совместно
с А.М.Юниным (инженер, ст.н.с. Института
химической физики РАН), серия
развивающих гомеостатных игр.
Отмеченная наградами фестиваля
разработка демонстрировала одну из
фундаментальных научных
закономерностей (принцип гомеостата).
Предложенные
игровые гомеостаты на основе
механических игрушек и одновременно
управляемых двумя-тремя и более
играющими "Планетоходов"
демонстрировали возможность
объединения усилий разных участников
для решения общей игровой задачи.
Подробнее о гомеостатике см. сборник
"Гомеостатика живых, природных,
технических и социальных систем" (отв.
ред. проф. Ю.М.Горский), М., 2000. Наглядная
демонстрация важных научных проблем с
использованием игровых моделей стала
одним из ведущих принципов
деятельности современных техно- и
игропарков.
Президент МИЛСЕТ Ж.-К.Гиродон "осваивает" возможности передвижной игротеки отдела игры МГДТДиЮ
Приведем
пример другой разработки, также
осуществленной А.М.Юниным по нашему
совместному проекту серии приборов (двойного,
а иногда даже тройного назначения:
демонстрация научных методик, игровая
диагностика и развивающая человека
игровая технология). Вот краткое
описание этой разработки ее
техническим исполнителем - автором А.М.Юниным.
Биометр*
- силомер
Назначение:
измерение импеданса**
биологических тканей. Принцип действия: усилитель постоянного тока, в котором
ток базы изменяется композиционным
сопротивлением участка тела
биообъекта (в нашем случае -
поверхностью тыльной части ладони).
Словом,
значимость и актуальность проблемы не
только имеются, но и осознаны. Мощные
средства современной науки, скажем
больше, науки наук - математики - в лице
теории игр брошены на решение
игрологических проблем. А есть ли что-либо
более всеобщее, чем теория языковых
игр, всеобщность которой задана
сложившейся системой звуковых,
словарных и грамматических средств,
применяемых всеми и каждым? Особые
претензии на познание игры всегда
связаны с философией и психологией, к
которым добавились культурология,
акмеология и т.п. Тут есть о чем
полемизировать и спорить, что
доказывать и утверждать специалистам
разных научных дисциплин. Воможно и
такое, что наука об игре заставит
пересмотреть традиционные
классификации наук и сфер
человеческого самопроявления.
Но какой должна быть эта наука? Нам
представляется, что полезно не играть
в серьезность. Такая наука может быть
создана в соответствии с природой
самой игры. Такая наука должна быть
занимательной. Принцип
занимательного знания предполагает, с
нашей точки зрения, не только
следование и служение Истине, не
только соблюдение Методов и Правил
деятельности в науке, сформированной
в Новое время и противостоящей
деструктивизму модернизма и
постмодернизма, но и восхождение к
сущности и творчеству человека,
порождающего Игру и Культуру.
Саморазвертывание человеческой
сущности и находит отражение в
Истории Игры, и только в этом случае
можно соглашаться или полемизировать
с Хейзингой о первопричинности и
первоисточнике бытия культуры. Игра
может быть понята и познана в
соотнесении с развитием. Она
рождается на этапе перехода Развития
в Саморазвитие, и поэтому сущностью
игры является уникально-присущая ей
взаимосвязь самовыражения и развития
в бытии субъекта культуры. Как видим,
сложность и философичность проблем,
проблем высшего для онтологии и
диалектики порядка требует особого
языка анализа, соразмерного
всеобщности математики и языкознания,
вооруженного философски-психологической
способностью к размышлению и
пониманию Игры как Творчества.
Современная наука требует своего
особого языка, преодоления рутинности
знания (что породило и модернизм, и
постмодернизм в культуре), и связи с
жизнью - современной игропрактикой,
доступной даже ребенку. Единство
творчества и всеобщность игры
являются подлинным объединяющим
началом для всех людей - вне возраста,
вне культурных различий. Поэтому наш
лозунг "Дружбу с игрой - всем!"
является стратегической линией
становления СОВРЕМЕННОЙ ИГРОЛОГИИ.
Начнем свое восхождение от
простого к сложному, от расширения
знания об играх к науке об игре.
Форму нашего путешествия в страну
Игрологии выберем исходя из принципа
игровой занимательности. Методика
"АЛФАВИТ ИГР"
Участвующему в нашем путешествии
в страну игрологии предлагается в
одном случае по памяти, в других
случаях на основе обращения к
родителям и товарищам, литературным
источникам и т.п. составить свой
алфавит игр, начиная с игр на букву А и
заканчивая буквой Я, делая как можно
меньше пропусков и стараясь написать
не менее двух-трех игр на каждую букву
с краткими пояснениями, что это за
игра. Например:
А - "Алфавит"
(игра со скакалкой), Агангáла -
гангалá (грузинская игра с
угадыванием животных), Атаман (игра с
бегом и осаливанием);
Б -
баскетбол (спортивная игра), бабки (народная
игра с костями), "Бук тянуть" (перетягивание
с палкой);
В -
волейбол (спортивная игра), "Волк
во рву" (подвижная игра), "Вышибалы"
(игра с мячом);
…
Я - "Ямки"
(катание мяча), "Яша и Маша" (игра
типа жмурок), "Яблоко" (молдавская
игра с бегом по кругу). Инструкция
по использованию Методика позволяет судить об игровом кругозоре участвующих в эксперименте. Интересно соотношение игр разных типов, знание опрашиваемым игр разных народов. Может учитываться скорость и полнота выполнения заданий, свидетельствующие о знании игр, умении дать им краткую характеристику и т.п. "Сможешь
ли ты игру затеять?"
- ИГРОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ
У Вас заранее подготовлены 2 - 3
десятка подробно описанных игр,
которые можно провести с минимальным
количеством игровых предметов в
условиях аудитории или рекреации.
Слушателям курсов по игре (организаторов
игр, культработников, вожатых и т.п.)
предлагается описание игры, которое
нужно провести прямо здесь и сейчас с
окружающими. Опыт показывает, что это
задание оказывается нелегким, и даже
трудным, для 6 - 8 слушателей из каждого
десятка.
Попробуйте
опровергнуть эти наши цифры,
полученные по многолетним
наблюдениям в разных регионах. О своих
результатах, наблюдениях и подобных
разработках игровых методов
диагностики сообщайте друзьям.
Академия игры также с
удовольствием опубликует подобные
игровые методики диагностики
профессиональных знаний, умений и
навыков организаторов самых разных
игр.
Игра в
ассоциации - словесный
тест
С 1986 года нами активно
используется ассоциативная методика,
позволяющая анализировать
особенности индивидуальных и
социальных представлений об игре.
Анализ ассоциаций человека на разные
слова., особенности осознаваемых и
неосознаваемых компонентов
ассоциативной языковой игры
относится к числу классических
психологических и психоаналитических
методик (работы К.Г.Юнга, А.П.Нечаева, Н.А.Рыбникова,
П.А.Шеварева и др.). Мы же исследуем
ассоциации человека со словами ("игра",
"игрушка", "праздник" и т.п.),
относимыми к семантическому полю
празднично-игровой культуры. При этом
исследуются ассоциации как детей,
любящих игру, так и взрослых,
занимающихся игрой профессионально.
Отражаются при этом и культурные, и
этнические, и собственно языковые
особенности опрашиваемых. Вот годами
проверенный ряд слов:
А вот еще игровая методика,
позволяющая вполне профессионально
анализировать личностные особенности
понимания игры. Новая
игра - "Игра и/или Не Игра"
Сопоставление
характеристик конкретных форм Игры,
Труда, Учения и Общения в ходе
дискуссий, диспутов, деловых игр.
Продолжение занимательной
игрологии следует. Ведущий рубрики С.В.Григорьев.
* Биометрия - измерение параметров (в том числе электрических) биообъектов; ** Импеданс - суммарное сопротивление биоткани.
|